Мало казаком родиться, надо казаку учиться.
![]() Презентация «Введение казачьего компонента в учебные планы МГУ ТУ и филиалов» |
С 2010 года у МГУТУ им. К.Г. Разумовского появился новый образовательный аспект деятельности. Московский государственный университет технологий и управления им. Разумовского первый в России вуз, который венчает многоуровневую систему образования казачества наличием в своих учебных программах казачьего этнокультурного компонента. Наш университет определен в качестве головного учебного заведения, реализующего элементы, связанные с историко-культурными традициями казачества. От имени Совета по делам казачества при Президенте РФ всем войскам казачьего сообщества рекомендовано обращаться в наши филиалы для обучения своих представителей.
В 2010 году было зачислено 152 человека студента-казака, в 2011 году –уже 228 . Всего же, в МГУТУ на сегодняшний день обучается 596 студентов-казаков!
Они постигают науки в Московском головном вузе и в 22 филиалах университета - в Рязани, Мичуринске, Перми, Волоколамске, Мелеузе, Светлом Яре, Вязьме, Пензе, Угличе, Смоленске, Темрюке, Ростове-на-Дону.
Большую роль в создании и внедрении в процесс обучения казачьего компонента сыграла ректор университета, член Совета при Президенте РФ по делам казачества - Валентина Николаевна Иванова. Разработан специальный учебный комплекс - казачий компонент, который внедрен в учебный процесс МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Экспертами вуза был избран оригинальный подход включения отдельных элементов, характеризующие историко-культурные традиции казачества, в уже существующие учебные дисциплины.
В настоящее время образовательные учреждения казачьей направленности открываются во многих российских субъектах. Так, только на Дону сложилась и успешно развивается система казачьего образования, которая включает в себя 147 учреждений, в том числе: 6 казачьих кадетских корпусов, 6 казачьих кадетских профессиональных училищ, 97 муниципальных общеобразовательных учреждений с областным статусом «казачьи», 15 казачьих центров дополнительного образования, 22 казачьих детских сада.
Московский государственный университет технологий и управления им. Разумовского первый в России вуз, который венчает многоуровневую систему образования наличием в своих образовательных программах казачьего этнокультурного компонента.
С 2010 года история казачества и его культурные традиции изучаются на всех факультетах, но варьироваться в научных направлениях, в зависимости от тех или иных изучаемых дисциплин, названия которых останутся прежними. К примеру, к изучаемой дисциплине "Мировая экономика", теперь добавиться тема "Роль казачества в экономике России". Интересно, что учащиеся на "Организации питания в гостиницах, ресторанах и туристических компаниях" будут углубляться в особенности казачьей кухни. А студенты "Психологии" и "Педагогики" познавать "Обычаи казаков в нравственном и патриотическом воспитании молодежи". На кафедре "Технология рыбы и рыбных продуктов" рассмотрят тему "Казачьи традиции сохранения, использования и воспроизводство рыбных ресурсов". Казачий образовательный компонент взаимосвязан с такими учебными дисциплинами как: «Политология», «Правоведение», «Теория государства и права», «История государства и права», «Отечественная история», «История донского казачества», «Социология», «Ихтиология», «Биологические ресурсы гидросферы», «Экология», «Регионоведение», «Экономика» и «Культурология».
Казачий компонент условно можно поделить на три уровня - обязательный компонент, региональный и традиционный. Обязательный компонент определяется требованиями программы Министерства Высшего образования РФ, региональный особенностями места проживания, он ориентирован на максимальное приспособление студентов к местным условиям их будущей деятельности. А традиционный представляет собой набор оригинальных традиционных навыков, в основном связанных с прославленными боевыми искусствами казаков.
Рассмотрим же более подробно тему казачьего компонента в учебных программах на примере филиала университета в Ростове-на Дону. Где, как известно, проживает многочисленная казачья община и существует серьезная многоуровневая система образования казачества.
Казачий компонент «Казачество в условиях глобализации финансовых отношений на современном этапе» изучается в рамках дисциплины «Финансы и кредит» и охватывает период последних 20 лет. Он направлен на всестороннее изучение сущности, основного содержания и приоритетных направлений федеральной и региональной программ государственной поддержки казачьих обществ. Изучение источников формирования финансовых ресурсов казачьих обществ. Ознакомление с законодательными и нормативно-правовыми актами федеральных и региональных органов власти и управления в отношении казачества в части финансовых отношений на современном этапе.
Казачий компонент «Система местного казачьего самоуправления: исторический опыт и современность» охватывает период начала ХХ века и период 1990-х - 2000-х годов. Целью этого компонента является рассмотрение проблем существовавшей к началу ХХ века системы местного казачьего самоуправления и попыток воссоздания её элементов в новых исторических условиях в современный период деятельности движения за возрождение казачества.
Казачий компонент «Происхождение и становление казачества России» охватывает период ранней истории казачества от времени его возникновения до периода оформления в особую этносоциальную общность.
Казачий компонент «Финансовая стабильность и безопасность казачьих войск» в дисциплине «Таможенные пошлины и расчеты» охватывает период 18-20 вв.. Цель компонента в процессе научно-педагогической работы со студентами популяризировать основы финансовой грамотности, знаний в области финансового обеспечения стабильности и безопасности казачьих войск.
Казачий компонент «Власть и управление в казачьих войсках в начале ХХ века». Целью этого компонента является изучение вопросов власти и управления во всех казачьих войсках страны в начале ХХ века.
Казачий компонент «Государственная служба казачества в современной России» охватывает период с начала 1990-х до 2000-х годов. Целью является всестороннее и объективное изучение проблем государственной службы казачества, определение её содержания, направлений и этапов развития, достигнутых результатов.
Казачий компонент «Деятельность казачьих обществ по военно-патриотическому воспитанию молодёжи (на примере деятельности Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» в Ростовской области)» охватывает период 2000-х годов. Целью казачьего компонента является рассмотрение практической деятельности казачьих обществ к организации военно-патриотического воспитания молодежи на примере работы Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» в Ростовской области.
Казачий компонент курса «Экономика» называется «Казачество в экономической структуре современного российского общества». Компонент охватывает современный период существования казачества и особенно подробно останавливается на его роли в экономической жизни страны. Цель компонента состоит в формировании у студентов устойчивых знаний по проблемам современного положения казачества, по проблемам современной российской экономики и по принципам взаимодействия казачества и всего общества в области экономики.
Казачий компонент курса «Регионалистика» называется «Казачество и его роль в обеспечении региональной безопасности. Место и роль казачества в российских регионах». Компонент охватывает весь период существования казачества и особенно подробно останавливается на современных региональных реалиях. Задачи компонента состоят в изучении роли казачества в обеспечении региональной безопасности Юга России.
Казачий компонент «Казачьи традиции сохранения, использования и воспроизводства речных и морских рыбных ресурсов» охватывает период от первых десятилетий XVIII века до 20-х годов XX века. Данный казачий компонент преподается на 3 курсе СФО и 4 курсе ПФО заочного отделения Ростовского филиала МГУТУ. Целью компонента является экологическое и социальное воспитание казачьей молодежи, проживающей в зоне азовских рыбных промыслов.
Казачий компонент «Охрана биоресурсов казачьими обществами» охватывает период с 2000-х годов. Данный казачий компонент преподается на 3 курсе СФО и 4 курсе ПФО заочного отделения Ростовского филиала МГУТУ. Целью изучения является подготовка и привлечение молодежи к охране природы Приазовского края, в том числе, водным биоресурсам.
Казачий компонент «Правовой статус современного казачества» охватывает период 1990-х-2000-х годов. Целью данного казачьего компонента является рассмотрение сложных, многогранных, неоднозначных, масштабных проблем участия донского казачества в важнейших событиях российской истории бурного и противоречивого XX столетия с позиций, основанных на принципах историзма и объективности.
Казачий компонент «Процесс возрождения казачества как составная часть социально - политического развития современной России» охватывает период со второй половины 1980-х по начало 2000-х годов. Целью этой программы является рассмотрение важных процессов возрождения казачества как составной части всего социально - политического развития современной России.
Учебный курс «История казачества России» - это всесторонний взгляд на духовное и культурное возрождение казачества, которое представляет собой одно из ярких и сложных явлений отечественной и мировой истории. Оно протекает в условиях не совсем достоверной информации об исторических корнях и культурных традициях казачества, его роли в истории русского и других народов нашей страны. На этот процесс накладывает отпечаток многолетнее замалчивание некоторых страниц трагиче¬ской истории казачества. Основной целью курса является патриотическое и гражданское воспитание студентов вузов.